TESLA - человек, автомобиль, космический корабль.
Никола Тесла (Nikola Tesla), великий изобретатель, инженер-электротехник и ученый-физик, известен своими исследованиями в области электромагнитных полей и "атмосферного электричества", а также тем, что дал миру электрический двигатель переменного тока.
Существует недоказанная, но и не опровергнутая легенда, что в 1931 году он изготовил электромобиль. За основу был взят серийный Pierce-Arrow Model 43 на котором Тесла заменил бензиновый двигатель асинхронным электромотором мощностью 80 л.с., причем, без каких бы то ни было известных источников питания. К электромотору проводами была подключена загадочная коробка ("черный ящик") размером 60х30х15 см в которой была смонтирована некая электросхема из 12 радиоламп и набора разных резисторов. Наружу из коробки торчали два стержня диаметром 0.625 см и около 7,5 см длиной.
По словам Теслы, стержни были приемниками электрической энергии "из эфира" и ее там столько, что его двигатель мог бы "снабжать энергией не только автомобиль, но и целый дом".
Несколько газет в Буффало и "Утренние новости Далласа" разместили статьи с рассказом племянника ученого о том, что целую неделю Тесла ездил на своем загадочном автомобиле и развивал скорость до 150 км/ч. Далеко не каждый автомобиль в то время мог похвастаться такой скоростью!
Начавшиеся стремительно распространяться слухи о безумстве Теслы и его сговоре с нечистой силой, привели изобретателя в ярость. Электромотор и "черный ящик" были демонтированы и уничтожены. Никаких схем, чертежей и записок не сохранилось …
Споры о том был ли в действительности автомобиль Теслы и на каком принципе его двигатель получал электроэнергию оставим физикам, а сами перенесемся на 70 с лишним лет вперед, в наш век, в год 2003-й.
Все началось с идеи пришедшей в голову американского инженера-электрика и предпринимателя Мартина Эберхарда (Martin Eberhard). Мечтая иметь собственный спортивный автомобиль, он решил, что в его "идеальном" автомобиле не будет использоваться двигатель внутреннего сгорания. Идею подхватил еще один инженер – Марк Тарпеннинг (Marc Tarpenning), который занимался изучением вопросов, связанных с защитой окружающей среды, глобальным потеплением и дефицитом природных ресурсов, и которому тоже была близка идея "чистого" транспорта.
Это был не первый опыт сотрудничества Эберхарда и Тарпеннинга. В 1997 году, они основали успешную компанию NuvoMedia, в которой придумали и развернули производство первых электронных книг RocketBook.
1 июля 2003 года, Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг регистрируют в Сан-Карлосе, штат Калифорния электромобильную компанию Tesla Motors. Заявленная деятельность компании – разработка и производство электромобилей, литий-ионных аккумуляторных батарей, фотогальванических панелей и солнечной черепицы.
Назвать компанию решили по имени Николы Теслы, т.к. именно придуманный Теслой в 1882 году электродвигатель переменного тока занял место в моторном отсеке первого автомобиля компании.
Генеральным директором Tesla Motors, стал Мартин Эберхард, а Марк Тарпеннинг получил функции финансового директора.
Первым автомобилем Tesla стал один из трех построенных вручную американской компанией AC Propulsion прототип TZero (t0 - математический символ для начальной точки во времени). Прототип был оснащен пакетом из 28 свинцово-кислотных батарей, которые Эберхард заменил на 6800 легких литий-иониевых элементов. Замена батарей, длившаяся в течении 6 месяцев (с марта по сентябрь 2003 года) дала снижение массы на 230 кг и обеспечила автомобилю запас хода 480 км. TZero разгонялся до 100 км/ч за 3,6 сек и развивал максимальную скорость 230 км/ч.
Однако, владельцы AC Propulsion Том Гэйдж (Tom Gage) и Алан Коккони (Alan Cocconi) отклонили предложение Эберхарда о коммерческом производстве TZero с литиевыми батареями. Дело в том, что у TZero был существенный недостаток – его базовая цена не могла быть ниже 220000 долларов, что сразу закрывало перспективу широких продаж.
Этот отказ стал последним толчком Эберхарду к созданию в июле 2003 года собственной компании Tesla Motors.
Но для серийного конвейерного производства требовались серьезные финансовые вложения на создание производственной базы, разработку технологий и, подготовку серийного образца. Кроме того, нужно было заплатить за ряд лицензий компании AC Propulsion. Собственных средств основателей компании не хватало. Как инвестор и технический специалист, был приглашен третий соучредитель – изобретатель и специалист по высокопроизводительным автомобильным технологиям Ян Райт (Ian Wright). Тем не менее средств все равно было недостаточно.
Чтобы привлечь инвесторов, Эберхард в течении 3 месяцев устраивал показательные демонстрации TZero, пока Том Гэйдж не познакомил его с Илоном Маском (Elon Musk). 32-летний изобретатель, инженер, предприниматель, миллиардер и филантроп Илон Маск был давно увлечен идеей создания электромобиля, с характеристикам не уступающему бензиновому автомобилю. Оценив перспективность прототипа TZero, в феврале 2004 года он инвестирует в развитие Tesla Motors 7,5 миллионов долларов и становится председателем Совета директоров Tesla Motors.
Еще через месяц, Маск обратился к своему другу, инженеру-электрику и горячему энтузиасту электромобилей Джеффри Брайану Штробелю (J.B. Straubel) с просьбой оценить технические наработки Tesla Motors и прототип TZero. После встречи с основателями компании, Джей Би Штробель стал техническим директором Tesla Motors.
Работая над первым серийным автомобилем руководители Tesla Motors быстро осознали, что разработка автомобиля с "нуля" им не под силу – человеческие и финансовые издержки будут слишком высокими. Поэтому было принято решение строить электромобиль "поверх и внутри" существующей серийной модели. Требования к "носителю" были следующие: автомобиль должен быть маленьким, а моторный отсек находиться за водителем для лучшего распределения массы и безопасности. Технические требования совпадали с анализом рынка – наилучшие перспективы представлялись в классе компактных спортивных автомобилей. Учитывая небольшие размеры рынка таких автомобилей, это должно было дать возможность быстро закрепиться и создать основу для перехода в более насыщенные рыночные ниши массовых моделей.
Зарождавшаяся перспективная модель получила название - Tesla Roadster.
Эберхард начал поиск компаний, которые выпускали легкие спортивные автомобили и, после некоторого обсуждения, Эберхард и Тарпеннинг остановились на Lotus Elise, спортивном автомобиле, британского автопроизводителя.
Взаимодействие с Lotus было возложено на Яна Райта. Побывав на заводе Lotus в Хейтеле (Hethel), Великобритания, Райт был поражен множеством технических вопросов, связанных с "подгонкой" серийного автомобиля под задачи Tesla Motors. Позже, он говорил: "Мы ничего не знали о строительстве автомобилей. Все изменения, которые, как мы думали, будут легкими, на самом деле были не такими легкими".
Большой удачей для новичков было то, что со стороны Lotus руководить работами назначили опытного менеджера проектов Малколма Повелла (Malcolm Powell), который сразу определил недостаток компетенции новых партнеров, но искренне старался им помочь, несмотря на небольшое желание руководства компании участвовать в сомнительном старт-апе.
Еще одной потрясающей удачей оказалось то, что через два дома от Эберхарда жил его друг – легендарный дизайнер Билл Моггридж (Bill Moggridge). Когда Эберхард, в конце 2004 года, пожаловался ему, что никак не может довести свое видение Tesla Roadster дизайнерам Lotus, Билл взял бумагу, карандаши и набросал эскизы автомобиля.
Во время Рождественской вечеринки в доме Эберхарда собрались 15 руководителей и сотрудников Tesla Motors со своими семьями. В одной из комнат, Эберхард убрал всю мебель оставив только белые стены на которых расклеил скетчи автомобиля, нарисованные Биллом Моггриджем. Возле каждого рисунка были разложены красные и зеленые наклейки. Гостям было предложено во время вечеринки внимательно рассмотреть рисунки и тот, что понравится отметить зеленой наклейкой, а не понравившийся – красной. К концу вечера, один рисунок был полностью зеленый. Именно по нему Барни Хатт (Barney Hatt), будущий шеф-дизайнер Lotus Design Studio, сделал рабочий эскиз Roadster.
Конец 2004 года и 2005 год ушли на подготовку и испытания опытных образцов. В феврале 2005 года, для завершения циклов доводочных работ Илон Маск инвестирует в Tesla Motors дополнительно 13 миллионов долларов. И 11 июля 2005 года, Tesla Motors подписывает контракт с Lotus Group на производство "планеров" (gliders) – комплектных автомобилей без двигателей и трансмиссий.
19 июля 2006 года Tesla Roadster впервые представлена на закрытом показе в одном из ангаров аэропорта Санта-Моники (Santa Monica). Приглашение на показ получили 350 человек, включая губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера (Arnold Schwarzenegger).
Всем гостям было предложено взять с собой чековые книжки т.к. Tesla будет принимать предварительные заказы по "Подписке первой сотни" (Signature One Hundred) - 100 первых автомобилей, по цене 100000 долларов.
"Поздравляем с членством в Tesla Signature One Hundred!
Вы присоединились к элитарному кругу автомобильных мечтателей, которые решили зарезервировать первый в мире высокопроизводительный электрический спортивный автомобиль.
Мы с нетерпением ожидаем поставку летом 2007 года и будем регулярно информировать Вас о статусе Вашего родстера Tesla Roadster, а также обновлений компании Tesla Motors.
Мы приветствуем вас в семье Tesla Motors как участника подписки!
Подписи Эберхарда, Тарпеннинга и Маска. "
В течении двух недель после презентации в Санта-Монике, Tesla Motors получила заказы на 127 автомобилей.
Одновременно, была развернута масштабная компания в прессе, причем не только автомобильной.
Газета The Washington Post писала: "Это вовсе не электромобиль Вашего отца! В этом автомобиле стоимостью 100000 долларов больше Ferrari чем Prius и больше тестостерона, чем сухого завтрака!"
Авторитетная The New York Times тоже вынесла свой вердикт Tesla Roadster: "очень специфический, очень дорогой и очень-очень быстрый".
В октябре 2006 года Tesla Motors получает престижную премию Breakthrough Award от Popular Mechanics и премию Экологического Лидерства от Global Green USA.
Официальный публичный дебют Tesla Roadster состоялся на Международном автошоу в Сан-Франциско (San Francisco International Auto Show) проходившего 18–26 ноября 2006 года.
По планам руководителей и владельцев Tesla Motors, первые автомобили должны были сойти с конвейера в 2006 году. На 2007 год планировался выпуск 500 автомобилей и к 2008 году, компания должна была начать приносить прибыль. К сожалению, эти планы оказались ошибочными. Для запуска автомобиля в производство требовалось решить множество технических, конструкторских, дизайнерских и организационных вопросов.
Представители Tesla Motors, будучи незнакомыми с производством автомобилей, слишком просто представляли себе кооперацию с Lotus. Они считали, что Tesla будет отвечать только за сборку аккумуляторных батарей, тогда как Lotus позаботится о шасси, но оказалось, что задач и вопросов намного больше. Например, Tesla Motors пришлось взять на себя ответственность за поставку большого количества автомобильных комплектующих. Как писал Эберхард: "Нам нужно было выяснить, как поставлять сотни компонентов на завод в Англию командой из Силиконовой долины, которая никогда раньше этого не делала! Это было самое трудное, и то, чего я не ожидал!"
На заводе в Англии, продолжалась техническая доводка конструкции, вносились изменения в материалы и формы кузова и салона, несколько раз менялась оптика. Причем, инициатором многих изменений (не всегда своевременных и эффективных) обычно становился Илон Маск. Одним из самых сложных камней преткновения между Lotus и Tesla, благодаря Маску, стали форма дверных проемов и конструкция дверей. По его мнению, двери, предложенные Lotus, "не годились для автомобиля стоимостью 100000 долларов, т.к. за такие деньги нельзя заставлять водителя делать гимнастические упражнения при входе и выходе."
В мае 2007 года потребовались дополнительные инвестиции. Илон Маск и венчурный фонд Technology Partners внесли 40 миллионов долларов. Дополнительно, в качестве инвесторов выступили соучредители Google Сергей Брин (Sergey Brin) и Ларри Пейдж (Larry Page).
В довершение ко всему, в это же время, в Tesla Motors началось внедрение системы корпоративного управления SAP, т.к. численность сотрудников возросла до 140 человек, количество подрядчиков и поставщиков увеличивалось ежедневно и управлять компанией становилось все сложнее. Да и некому - Эберхард был занят решением организационных вопросов с поставщиками и внедрением SAP, а Маск погрузился в доработку дизайна Roadster на детальном уровне, и, практически, вышел из непосредственного участия в повседневных бизнес-процессах. Таким образом, во второй половине 2007 года, в Tesla Motors создался управленческий кризис.
8 августа 2007 года Эберхард ушел с должности СЕО, оставшись членом Совета директоров и "президентом по технологиям", а руководителем Tesla Motors становится один из ранних инвесторов и бывший СЕО компании Flextronics – Мишель Маркс (Michael Marks), один из лучших топ-менеджеров Силиконовой долины. Главной задачей нового СЕО (тоже весьма далекого от автомобильного производства) было заново организовать и запустить работу компании. И это ему удалось благодаря трем шагам:
1. Несмотря на незаконченные работы по дизайну, Tesla планировала закупить комплектующих на 30 миллионов долларов. Поставки были отменены.
2. Работы по Tesla Roadster были далеки от завершения, но Tesla начала брать заказы на разработки и исследования для других компаний, по примеру Lotus Engineering. Действие этих контрактов, как отвлекающих ресурсы компании, было приостановлено.
3. На совещании директоров Маркс представил им "список Маркса": 30 пунктов, которые должны были быть выполнены, чтобы Roadster стал на конвейер. По каждому из пунктов был назначен ответственный руководитель. Для контроля исполнения, совещания руководителей стали проводиться еженедельно.
Однако, с самого начала было известно, что Мишелю Марксу отводится роль только кризис-менеджера, а компании по-прежнему требовался руководитель. 27 ноября 2007 года СЕО Tesla Motors становится Зеев Дрори (Ze'ev Drori), успешный руководитель компании по производству автомобильных сигнализаций Clifford Electronics. Новый СЕО пообещал продолжить линию своего предшественника, начать производство Tesla Roadster в первом квартале 2008 года и, постепенно наращивая объемы, довести производство до 100 автомобилей в месяц. Но для сокращения издержек, Дрори пришлось уволить 10% сотрудников компании.
Первый автомобиль Tesla Roadster был доставлен Илону Маску в конце февраля 2008 года. Автомобиль под №2, так же досерийный, получил Мартин Эберхард. В соответствии с заводской программой Lotus конвейерное производство Tesla Roadster стартовало 18 марта 2008 года. А первые 27 автомобилей по "Подписке первой сотни" были доставлены владельцам 10 сентября 2008 года.
В конце 2008 года, произошла очередная смена руководства. Компанию оставил Зеев Дрори и основатели компании Марк Тарпеннинг и Мартин Эберхард. Руководителем Tesla Motors председателем Совета директоров и "архитектором проекта" стал Илон Маск, вложивший к тому времени в компанию более 55 миллионов долларов. Свою деятельность на посту СЕО Маск начал с увольнения 25% сотрудников.
Но несмотря на успешный старт продаж (до июля 2009 года было произведено 500 Tesla Roadster) надежность автомобиля вызывала разочарование клиентов. В мае 2009 года, Tesla была вынуждена провести отзывную компанию для 75% автомобилей (345 штук), выпущенных в период с марта 2008 по апрель 2009 года.
Голливудский актер Джордж Клуни (George Clooney), владевший Tesla Roadster №5 написал Маску: "Моя машина постоянно ломается! Почему я все время должен стоять на обочине дороги? Сделайте, наконец, что-нибудь!"
В низкой надежности машин было виновно качество сборки Lotus, тем не менее техники Tesla были направлены в дома владельцев для проверки и подтяжки крепежа.
Для популяризации Tesla Roadster, Илон Маск договорился с ведущим автомобильного шоу Top Gear Джереми Кларксоном о сюжете об электромобиле в его программе. В 7-м эпизоде 12-го сезона Top Gear Кларксон в пух и прах раскритиковал машину. По словам Кларксона: "Хотя Tesla заявила, что Roadster может проехать 200 миль, но на нашем треке машина остановилась через 55 миль. А когда зарядка кончается, зарядить — это не самое быстрое дело …. Я разочарован. Похожий автомобиль на бензине куда легче справится с теми же задачами. Какая жалость, что в реальном мире эта машина, судя по всему, не работает".
После выхода программы взбешенный Маск обвинил Кларксона в клевете и подал на него в суд. По заявлению юристов Tesla, сюжет показанный в программе нанес компании ущерб в размере стоимости 200 автомобилей Tesla Roadster и привел к потере доверия инвесторов.
Судебный процесс, продолжавшийся 5 лет выиграл Кларксон. На повторной апелляции Tesla тоже не смогла доказать, что ущерб наступил в результате показанного сюжета. После суда Кларксон поклялся никогда больше не брать на тест автомобили Tesla.
Благодаря средствам полученным от Daimler AG выкупившего в мае 2009 года 10% акций Tesla Motors за 50 миллионов долларов, и одобренному в июне 2009 года низкопроцентному займу от Министерства энергетики США в размере 465 миллионов долларов, в июле 2009 года Tesla смогла начать производство Roadster модели 2010 года. В модернизированную машину был внесен ряд существенных изменений, которые касались оборудования интерьера, конструкции и настройки шасси, системы отопления и вентиляции, шумоизоляции, а также были улучшены параметры электромотора.
Одновременно было начато производство первой модификации - Roadster Sport, которая могла разгоняться до 100 км/ч за 3,7 сек, по сравнению с 3,9 сек для стандартного Roadster, и способной проехать без подзарядки 372 км.
Параллельно с работами по Roadster, Tesla начала разработку второго автомобиля компании по проекту WhiteStar. 30 июня 2008 года, был выпущен официальный пресс-релиз о начале работ над семейным автомобилем со стартовой ценой от 50000 долларов. Также, в пресс-релизе сообщалось, что для увеличения дальности хода, будет выпускаться и модификация с бензиновым двигателем. Позже, информация о бензиновой версии была удалена, а на Конференции Going Green в сентябре 2008 года Илон Маск сделал заявление, что Tesla разрабатывает и производит исключительно электромобили.
Первый прототип по проекту WhiteStar был показан на пресс-конференции состоявшейся 26 марта 2009 года. А публичная премьера состоялась в Менло Парк (Menlo Park) 8 апреля 2009 года.
Автомобиль, получивший имя Tesla Model S, сконструировал бывший стилист североамериканского отделения Mazda - Франц фон Хольцхаузен (Franz von Holzhausen).
Производство новой модели должно было начаться на собственном заводе компании. Первоначально, планировалось построить завод в Альбукерке (Albuquerque), штат Нью-Мексико, но в силу ряда причин это было отменено. Следующим предполагаемым местом строительства завода стал город Сан-Хосе (San Jose), в Калифорнии. Но и этот проект был отклонен. И только в мае 2010 года Tesla объявила, что Model S будет выпускаться на бывшем сборочном заводе NUMMI (сборочное производство совместного предприятия GM и Toyota) во Фримонте (Fremont), Калифорния, известном теперь как завод Tesla.
2010 год стал богатым на события для Tesla Motors. 13 января 2010 года Tesla объявила о выпуске 1000-го экземпляра Roadster. В этом же месяце началось производство автомобилей с правым рулем для Великобритании и Ирландии.
В середине марта 2010 года, для демонстрации практичности и надежности своих автомобилей, прямо со стенда Женевского автосалона Tesla Roadster под управлением Люка Мак-Клюра (Luke McClure) отправился в кругосветное путешествие Odyssey of Pioneers. Пробег через 3 континента протяженностью почти 37000 км был организован в сотрудничестве со Швейцарской часовой компанией Tag Heuer и успешно завершился через полгода, когда 28 сентября 2010 года машина въехала на стенд Парижского автосалона.
20 мая 2010 году было подписано партнерское соглашение между Toyota и Tesla Motors предусматривающее совместные разработки электромобилей и сотрудничество в области "развития электромобилей, деталей, производственной системы и инженерной поддержки". Соглашение включало и передачу Tesla Motors завод NUMMI во Фримонте стоимостью 42 миллиона долларов. А 29 июня 2010 года, Tesla вышла на фондовую биржу, став первой автомобильной компанией, вышедшей на биржу начиная с 1956 года. 13 300 000 обыкновенных акций были выпущены по цене 17,00 долларов за штуку и были проданы по цене 23,89 долларов. Выпуск акций, помог Tesla Motors собрать 226,1 миллиона долларов.
В июле 2010 года было начато производство Roadster 2.5 – последнего обновления Roadster первого поколения. Изменения коснулись интерьера и экстерьера, добавилась аппаратура управления мощностью, обеспечивающая энергичное вождение в жарком климате, улучшилась акустика и шумоизоляция.
19 октября 2010 года завод NUMMI во Фримонте был окончательно передан Tesla Motors и спустя неделю, 27 октября, торжественно открыт.
В августе 2011 года, был остановлен прием заказов на Tesla Roadster, но их производство продолжалось до января 2012 года, до окончания контракта с Lotus на производство 2500 "планеров".
Всего в период с февраля 2008 года и по март 2012 года Tesla продала 2250 Roadster в 31 стране.
После окончания производства Roadster первого поколения, Илон Маск высказал предположение, что следующая генерация Roadster увидит свет в 2014 году. Для нового поколения решено отказаться от "планеров" Lotus и строить автомобиль на укороченной платформе Model S, по проекту Франца фон Хольцхаузена. Но в 2015 году Маск перенес сроки появления Roadster на 2019 год, а еще спустя год, в декабре 2016 года, подтвердил, что работы над машиной продолжаются, "но потребуется несколько лет".
Тем не менее, 16 ноября 2017 года, на шоу Tesla Semi была открыта подписка на предзаказ Roadster второго поколения при первоначальном взносе в размере 50000 долларов.
09 февраля 2012 года в Лос-Анжелесе, дизайн-студия Tesla впервые представила прототип Model X – полноразмерный, полноприводный люксовый SUV-электромобиль. Автомобиль создан на платформе Model S и использует 60% комплектующих седана, но в отличии от Model S, в полноприводных версиях применяется два электромотора: для передней и задней осей отдельно.
Внешней изюминкой стали автоматически складывающиеся задние двери Falcon Wing (крыло сокола) открывающие доступ ко второму и третьему ряду сидений. Для предотвращения попадания посторонних предметов или частей тела пассажиров при закрытии дверей, в них вмонтирована радарная система Flat Earth. Преимущество Falcon Wing по сравнению с известными по культовому Mercedes-Benz 300SL дверями Gull Wing (крыло чайки), в том, что их кромка в открытом положении находится рядом с дверным проемом, облегчая процесс закрытия.
Еще одной технологической новинкой стало использование (в качестве салонного) фильтра HEPA, обеспечивающего внутри автомобиля чистоту воздуха медицинского класса. При включенном двигателе, фильтр работает в режиме "Bioweapon Defense Mode" (Режим защиты биооружием) и, по утверждению Маска, уничтожает все обнаруженные вирусы, бактерии или споры.
Планировалось, что Model X будет поступать в продажу в 5 вариантах литиево-ионных аккумуляторных блоков: 60, 70, 75, 90 или 100 кВт/ч и автомобили с аккумуляторами меньшей емкости будут иметь привод только на задние колеса. В последствии, при подготовке производства, от модификаций с малой емкостью батарей и приводом на одну ось было решено отказаться.
22 июня 2012 года первые 10 покупателей получили свои Tesla Model S во время торжественной церемонии начала производства. А почти ровно через год, 22 августа 2013 года, начал собирать автомобили для европейских покупателей завод Tesla Tilburg Assembly Plant в Тилбурге, Нидерланды.
Процесс организован следующим образом: на головном заводе во Фримонте автомобили полностью собираются и проходят тестирование. После чего, батарейный блок, электродвигатель и навесные детали снимаются и отправляются по отдельности в Тилбург, где происходит их обратная сборка.
Одновременно с началом производства, Tesla начала строительство сети электрозаправок Supercharger в Калифорнии. К моменту выхода первых автомобилей в 2012 году сеть насчитывала шесть готовых станций. Сегодня, в мире 1130 станций Supercharger на которых смонтировано 8496 пунктов зарядки Supercharger, и их число все время растет. География расположения электрозаправок позволяет владельцам Model S пересечь всю территорию США в любом направлении. Аналогичными темпами развивается сеть Supercharger в Европе.
В течении первых нескольких месяцев после начала производства Model S, завод во Фримонте выпускал 15-20 автомобилей в неделю. Но уже в ноябре объем производства вырос до 200 машин в неделю, а в декабре еженедельно собирали 400 экземпляров Model S. До конца 2012 года было отгружено 2500 автомобилей.
В конце 2012 года, Tesla Model S была признана "Автомобилем года" по версии сразу трех авторитетных изданий: журнала Motor Trend, интернет-издания Yahoo!Autos и журнала Automobile Magazine.
Рост производства продолжился и в следующем, 2013 году, но неожиданно один за другим загорелись три седана Model S попавшие в ДТП. И хотя Tesla моментально нашла и устранила причину возгорания, ее акции упали более чем на 20%. К счастью, спрос на автомобили оставался высоким – завод собирал больше 500 Model S в неделю обеспечивая заявки предварительных заказов.
В мае 2013 года, на девять месяцев раньше срока, компания выплатила долг по займу Министерства энергетики США. А власти Калифорнии предложили налоговую амнистию на 34,7 миллиона долларов, если объемы производства Tesla вырастут до 35000 автомобилей в год.
К июлю 2014 года Tesla продала 28 500 Model S и ее акции поднялись на 47% после падения из-за случаев возгорания.
15 июля 2014 года было объявлено о начале работ по созданию массового электромобиля в рамках проекта BlueStar – Tesla Model 3. Цифра "3" означает третью модель компании, хотя предполагалось, что новинка получит название Model E. Но в дело вмешался Ford. Оказалось, что у него уже есть зарегистрированная "Model E" и название пришлось изменить по решению суда.
Маск был огорчен. Дело в том, что название Model E возникло из-за его ребяческой идеи, что аббревиатура названий трех моделей должна сложится в слово "SEX". Была еще попытка сделать название "Модель =", но за использование трех полосок, Маску пригрозил судом Adidas. Пришлось согласиться с названием Model 3.
31 марта 2016 года на Женевском автосалоне была проведена официальная презентация Tesla Model 3. Объявленная стоимость за электромобиль 35000 долларов. В два с лишним раза ниже стартовой стоимости Model S. За первую неделю после презентации было заказано 325000 Tesla Model 3, что превысило общее количество электромобилей, проданных Tesla Motors за всё время её существования.
Заявленный срок начала поставок Tesla Model X в начале 2014 года переносился несколько раз. Помимо технологических причин, связанных с постоянно растущим спросом на Model S и увеличением объемов ее производства, на этапе подготовки к серийному выпуску был выявлен ряд технических проблем. Во время доводочных испытаний, были зафиксированы неполадки при складывании задних дверей и перегрев электромоторов при буксировке трейлера.
Для ускоренного решения вопроса с неудовлетворительной работой задних дверей, Tesla Motors была вынуждена подать в суд на поставщика, швейцарскую компанию Hoerbiger Holding. Иск был урегулирован в сентябре 2016 года, поставщик внес изменения и доработки в конструкцию.
29 сентября 2015 года первые покупатели получили свои Tesla Model X. Объём производства, начавшийся в первом квартале 2016 года с 2400 внедорожников, уже во втором квартале составил 4638 единиц. А до конца 2016 года Tesla выпустила 25312 электоро-SUV Tesla Model X.
Необычайному успеху электромобилей Tesla в немалой степени способствует то обстоятельство, что владеть Tesla стало модно среди голливудских звезд, представителей бизнеса и политиков.
И если Roadster вызывал интерес у ограниченного круга покупателей, то Model S вмиг завоевала очень широкую аудиторию, которую сейчас стремительно расширяют новые покупатели Model 3 и Model X.
Например, один из основателей компании Apple Стив Возняк (Steve Wozniak) владеет Tesla Model X, а его супруга Жанет (Janet Wozniak) с удовольствием водит Tesla Model 3.
01 февраля 2017 года Tesla Motors поменяла название на Tesla Inc в связи с тем, что на сегодняшний день это уже не только автомобильная компания. Помимо электромобилей, Tesla выпускает домашние и коммерческие накопители энергии, солнечные батареи, энергочерепицу для крыш, оборудование для зарядных станций и выполняет работы по их строительству. Tesla Inc владеет тремя действующими заводами, включая фабрику по производству солнечных батарей и запущенную недавно Гигафабрику аккумуляторов в Неваде. В самое скорое время планируется строительство новых Гигафабрик, в Китае и в Европе.
Но любимым детищем Tesla остаются электромобили. Согласно отчету по продажам за 2017 год, несмотря на задержки с поставками Model 3, производство которой предполагалось на уровне от 5 до 10 тысяч в неделю, но едва достигло 1000 штук из-за проблем со сборкой модулей батарей, компании удалось продать рекордное количество электромобилей Model S и Model X. За 2017 год общий объем поставок составил 101 312 электромобилей Tesla, на 33% больше, чем в 2016 году.
Для автомобильной компании это небольшой объем, но вместе с тем по уровню капитализации Tesla стала крупнейшим автопроизводителем США, обогнав Chrysler, Ford, и GM.
Официально анонсировано появление в ближайшее время новых моделей - компактного кроссовера Model Y, нового поколения Tesla Roadster и тяжелого грузовика Tesla Semi.
06 февраля 2018 года, наш избалованный техническими новинками мир, встрепенулся от новости: Со стартовой площадки LC-39A космического центра имени Джона Фицджеральда Кеннеди во Флориде, на мысе Канаверал, стартовала тяжелая ракета-носитель Falcon Heavy. В качестве полезной нагрузки на борту находится личный автомобиль Илона Маска – вишневый Tesla Roadster.
Автомобиль оснащен тремя камерами наблюдения, съемки которых, как надеется Илон Маск, будут "эпическими".
К тестовому запуску тяжелой ракеты способной доставить людей на Марс компания SpaceX принадлежащая Илону Маску шла 7 лет.
Впервые в мире на орбиту был выведен груз такой массы. По замыслу Маска, Tesla должна выйти на гелиоцентрическую орбиту Солнца между Землей и Марсом, на удалении 400 миллионов километров от Земли и летать по ней со скоростью 11 километров в секунду.
На брифинге Маск сказал репортерам: "По нашим оценкам, Roadster будет находиться на этой орбите несколько сотен миллионов лет, может быть, даже больше миллиарда лет".
10 февраля 2018 года, автомобиль Tesla Roadster, запущенный в космос компанией SpaceX, внесли в базу данных NASA HORIZONS как космический корабль. Базу ведет группа Динамики Солнечной системы при Лаборатории реактивных двигателей одного из подразделений NASA.
В базе данных приводится подробное описание Tesla Roadster как космического корабля:
"Масса всего космического корабля составляет 1250 кг. Состоит из обычного автомобиля Tesla Roadster и манекена в скафандре, прозванного Starman. Также включает игрушечную модель родстера от компании Hot Wheels, размещенную на торпеде автомобиля с мини-Starman. В перчаточном ящике лежит книга - роман Дугласа Адамса (Douglas Adams) 1979 года "Путеводитель автостопом по Галактике" (The Hitchhiker's Guide to the Galaxy) и полотенце. В машине установлено устройство записи информации, на котором в том числе есть электронная версия серии книг Айзека Азимова "Основание" (Foundation). Аудиосистема автомобиля непрерывно проигрывает хит Дэвида Боуи Space Oddity. На одной из печатных плат блока управления автомобилем нанесен знак "сделано людьми на планете Земля". К автомобилю прикреплена табличка с именами 6 тыс. сотрудников SpaceX, а на приборной панели установлен монитор с надписью "Don't panic!" (Без паники!)".
22 февраля 2018 года. Борис Бабогло, специально для InfoCar.ua
Источник: Tesla.InfoCar.ua